Выжить зимой с ZT 121.

Известно немало случаев, когда люди, отправившись в лес или оказавшиеся там по воле случая (пилоты самолетов, к примеру, которые по тем или иным причинам покинули корабль), но, не имея достаточного опыта, незнакомые с местными условиями, легко сбиваются с дороги и, потеряв ориентировку, оказываются в бедственном положении. Часто заблудившийся в лесу человек, особенно зимой, оказывается во власти страха и растерянности, и ему нужно немедленно принимать определенные решения и действовать, чтобы выжить в этих сложных условиях.

Вместо предисловия:

«Внезапно в работу двигателей вплелся какой-то новый звук. Тревожный. Надрывный. Приборы замигали красными лампочками. Самолет начал терять высоту и перестал слушаться рулей… Принял решение катапультироваться. Спиной плотно вжался в спинку кресла. Скобу катапульты на себя. Треск срываемого форнаря. Шум ветра в ушах. Время как будто остановилось. Толчок катапульты, ускорение, рев двигателя. Купол вышел и раскрылся. Огляделся. Вокруг куда не глянь заснеженный лес. Деревья приближаются очень быстро. Ноги вместе, лицо закрываю руками. Треск веток, резкая боль в ноге. Рывок, темнеет в глазах. Подвесная система врезалась в ноги. Прислушался к себе, пощупал ногу — вроде бы цела. Теперь бы расстегнуть пряжки – получилось. Я на земле. Немного времени и усилий, и парашют также удалось отцепить. Скатаю компактнее – он пригодится.

Достал радиостанцию Р 855У «комар».

«Я полсотни первый терплю бедствие» – послание ушло в эфир. В ответ тишина. Нужно выбираться. Снег глубокий. Пожалуй, вырежу палку для опоры при ходьбе. Хорошо, что нож с собой.

Сориентировался на поляну, которую заприметил, когда приземлялся. Идти тяжело – снег мешает. Буду оставлять зарубки на деревьях – это пригодится для наземного поиска.

Вышел на ту самую поляну. Тут и станем. Как быстро темнеет. Надо дров заготовить – ночью будет холоднее. Да и ветками для лежанки тоже нужно запастись.

Что мешает меня найти? Может погода? Сколько я смогу продержаться? Нужно строить укрытие. Хорошо, что я забрал парашют с собой. Вот несколько кустарников рядом – накроем их парашютом, снег долой, на землю ветки и мох. Жилище готово.

Пора заняться костром. «Шалашик» построен из сухого мха и коры березы. Сноп искр от обуха ножа по огниву и вот горит!

Неужели и завтра не прилетят? Радует, что ветер стихает. Остается только ждать.

Костер весело трещит. Настроение улучшается.

А ведь верно говорят, что вовремя высушенные носки и перчатки – и мороз нипочем.

Пора обозначить место стоянки. Круг, вытоптанный в снегу, посыпанный золой от костра и уложенный ветками –меня должны заметить с воздуха!

Еда также немаловажно. Есть стропы от парашюта и нож – с их помощью можно сделать простейший силок. Если повезет, то про запас не помешает, да и время быстрее пролетит.

Неужели летят? В костер кидаю ветки сосны – дым привлечет внимание.

Вот и все позади. А ведь могло быть и хуже. Хорошо, что нож и хладнокровие оказались со мной. Что же это? Удача?

Пожалуй, нет. Наверное нужно себя готовить к таким ситуациям, тренироваться, учиться даже самым, на первый взгляд, простым вещам !»

На практике:

Я попытался описать ситуацию, в которую может попасть пилот самолета. Она достаточно жизненная и я думаю, будет интересно ее воспроизвести в реальных условиях: построить убежище, развести костер и сделать это все при помощи ножа, парашюта и огнива.

Итак, вводные данные – зима, снег, парашют, огниво, нож ZT121.

Как же должен вести себя человек, заблудившись в лесу? Потеряв ориентировку, следует сразу же прекратить движение и попытаться восстановить ее с помощью компаса или пользуясь различными природными подсказками. Если это невозможно, лучшее, что можно предпринять – организовать временную стоянку, построить убежище из подручных материалов, развести костер, сделать запасы пищи, изготовив силки и ловушки, постараться подать сигнал бедствия и ожидать прихода помощи.

Во время всего пути необходимо делать зарубки на деревьях – это поможет при поисковых мероприятиях. Для этого лучше выбирать отдельно стоящие крупные деревья, они более заметны. Зарубки ставить лучше на такой высоте, чтобы их не закрывал снег.

Не стоит забывать, что зимой световой день очень короткий. Поэтому еще засветло нужно подыскать подходящий участок для будущего лагеря. Правильный выбор места позволит в дальнейшем избежать многих неудобств. В первую очередь участок должен быть сухим и ровным. Желательно, чтобы неподалеку росли деревья – они защитят от ветра и послужат источником дров. Стоит избегать открытых вершин холмов (спуститесь вниз и поищите укрытие с подветренной стороны). Избегайте дна долин и глубоких лощин, там обычно там сыро и холоднее. Мало подходят для временного жилища такие места, как террасы на склонах гор или холмов (там почва удерживает влагу), горные отроги, ведущие вниз к воде (они зачастую оказываются тропами животных к водопою). Не располагайтесь слишком близко к воде, а также у старых высохших русел.Конечно, не стоит ночевать в поле под одиноким деревом —  вероятность попадания молнии увеличивается. И еще совет – убедитесь, что поблизости места ночевки нет гнезд диких пчел и шершней (актуально летом).

Строительство укрытий:

Убежище должно защищать от ветра, располагаться недалеко от воды (но без риска оказаться затопленным при паводке), с хорошим запасом дров под рукой (в лесных районах держитесь опушек, с которых открывается хороший обзор). Проверьте, чтобы у вас над головой среди деревьев не было высохших веток, которые при сильном порыве ветра могут обрушиться вниз. Ни в коем случае не разбивайте свой лагерь на звериной тропе. Помните, плеск воды способен заглушать другие шумы, которые могут указывать на приближающуюся опасность либо свидетельствовать о деятельности поисковых групп.

Пилот, совершивший вынужденную посадку в тайге, может использовать для постройки убежища ткань парашюта. В нашем случае я хочу повторить этот опыт на практике. Я нашел площадку с кустарником, ветки которого куполообразно переплелись между собой .Предварительно очистив место от снега, я разложил слой веток, а поверху сухие корни ив. Такие корни получаются весной: разлившаяся река сначала подтопит деревья, затем вода уйдет, а обмытые корни усыхают без влаги. После этого они по консистенции напоминают плотный мох. А еще они абсолютно сухие, служат хорошей защитой от холода промёрзшей земли  и мягким матрасом. Так же для теплоизоляции можно использовать мох и сухие опавшие листья. Приготовив подстилку, я сверху накрыл кустарник парашютом, проверив, чтобы не было щелей, а внизу края присыпал снегом. Щелям я уделил особое внимание – при их наличии в убежище будет задувать ветер.

Разведение костра:

Костер в условиях автономного существования — это не только тепло и свет, но и сухая одежда, горячая вода из растопленного льда и снега, защита от гнуса и отличный сигнал для поискового самолета. Но главное костер – это аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности.

Прежде чем разводить огонь, следует принять все меры для предупреждения лесного пожара. Это особенно актуально в жаркое и сухое время года. Место для костра выбирают в стороне от хвойных и сухих деревьев. Тщательно очищают в радиусе метра-полтора от травы, мха и кустарника. Если почва торфяниста, то насыпают «подушку» из песка или земли, чтобы огонь не проник сквозь травяной покров и не вызвал возгорания торфа. Зимой при высоком снежном покрове снег тщательно утаптывают, а затем сооружают помост из нескольких стволов деревьев. Снег, скопившийся на ветвях, может легко обрушиться и загасить огонь.

 Для разжигания костра пользуются сухими веточками, которые обстругивают так, чтобы стружка оставалась на них в виде «воротничка». Поверх укладывают тонкие щепочки, сухую кору (лучше березовую) и высохший мох. Хворостом костер снабжают понемногу. По мере увеличения пламени можно подкладывать более крупные ветви. Добавлять их нужно по одной, располагать неплотно, чтобы обеспечить хороший доступ воздуха. Если забыть об этом, даже жарко горящий костер может быстро «задохнуться». 

 

Силки:

Охота может стать надежным (если не единственным) источником питания человека. Наиболее простой и доступный способ охоты, особенно при отсутствии огнестрельного оружия или недостатке боеприпасов, – ловля небольших животных (зайцев, белок, сурков и т. д.) с помощью различных силков и западни. Однако без некоторых охотничьих навыков, попытки добыть зверя окажутся безуспешными.

Тщательное изучение следов и помета животного поможет определить не только разновидность и количество, но и их размеры, направление движения и т. д. Очень важно уметь определять, как давно оставлен след. Зимой по свежей пороше это сделать нетрудно, поскольку свежие отпечатки звериных лап всегда отчетливы, контуры с нежными мелкими зазубринами по стенкам следа. На рыхлом снегу по бокам свежего следа видны наволоки и выволоки — мелкие комочки снега. Они вскоре испаряются на морозе, а крупные комки округляются и уменьшаются в размерах под действием холода и ветра. След птицы или небольшого животного, схваченный морозом, образует стаканчики. Свежий след рассыплется, даже если его осторожно поддеть рукавицей, старый же сохранит свою форму. На старых отпечатках при низких температурах воздуха образуется изморозь, иголочки которой направлены остриями внутрь. На сырой почве о свежести следа говорит отчетливость отпечатков, в которых остается немного воды. Ее пленка в солнечный день заметно блестит. Однако уже через 1-2 дня след теряет свою яркость, тускнеет, валики грязи подсыхают, становятся белесоватыми. Летом в ранние утренние часы зверь нередко оставляет след в виде сбитых капелек росы. Но такой след  кратковременный и исчезает после восхода солнца. Лучшим временем для охоты считаются утренние часы и сумерки.

Охотясь, старайтесь не нарушать окружающую обстановку: не затаптывайте следы животных и не оставляйте своих.

Скрывайте свой запах. Старайтесь как можно меньше прикасаться к ловушкам и, если это возможно, пользуйтесь перчатками. Не ставьте ловушку из сосны в зарослях орешника. Маскируйте человеческий запах, окуривая приманку дымом костра.

Соблюдайте маскировку. Свежие срезы дерева замазывайте грязью. Силки, установленные на земле, маскируйте подручными естественными материалами — ветками и листьями.

Ловушки должны быть прочными. Пойманное животное будет стараться освободиться. В этом ему может помочь любой дефект ловушки.

Я решил изготовить разновидность силка – пружок. Он представляет собой усложненный вариант простейшего силка, где петля через сторожевой механизм прикрепляется к верхушке очищенного от веток и согнутого дугой дерева. После попадания зверька в силок срабатывает сторожевой механизм, и петля затягивается силой упругости разогнувшегося дерева. Поднятый в воздух зверек уже не может перегрызть проволоку или леску петли и одновременно становится недосягаемым для хищников. Так же легко изготовить простые силки типа петля, которая затягивается вокруг горла мелкой дичи либо вокруг лап крупной. Такой силок можно устанавливать над землей с помощью небольших веточек, которые, помимо этого, позволяют удерживать петлю приподнятого силка в открытом виде. Чем больше силков вы установите, тем больше шанс поймать зверя.

image093

 Подача сигнала бедствия:

В нашем современном обществе уже давно нет таких мест, где не ступает нога человека. Поэтому попасть туда, где вас не найдут, чрезвычайно сложно. Но существует другая опасность – вас могут просто не заметить или не распознать ваши сигналы о помощи. Поэтому, учитывая, что основным средством спасения из труднодоступных мест является какое-либо летательное средство, мировое сообщество придумало единую систему сигналов бедствия. Эта часть статьи уделяет внимание одному из визуальных способов подачи сигнала бедствия, а именно Международной Кодовой Таблице сигналов Земля-Воздух.

Символы выкладываются на земле из подручных средств. Чтобы вас заметили сверху, они должны быть не меньше чем 10 метров в длину и 3 метра в ширину, толщина линий около полуметра. В общем, чем больше, тем лучше!

Способы выкладывания символов. То, чем и как делаются символы, зависит в основном от природной зоны места аварии. В любом случае, необходимо по максимуму соблюдать главный принцип: как можно больший контраст символа с поверхностью.

Например, в зимних условиях, когда вокруг лежит снег, идеальным вариантом сделать такие знаки золой от костра. Менее удачный – вытоптать снег, тогда при этом следует как можно меньше топтать снег в других местах, а на дно символа уложить зеленые ветки сосны или ели. Летом в средней полосе можно использовать одежду, любую яркую ткань. Или срезать с поверхности дерн и уложить обратной стороной. На побережье моря лучше всего использовать водоросли или, на худой конец, валуны и гальку. В степи – это могут быть ветки деревьев, а лучше белая или оранжевая одежда. В противном варианте потерпевший может соорудить высокие насыпи из песка, которые будут давать тень. Однако  недостаток такого способа в том, что символы будут четко видны только утром и вечером…

Каждый знак кодовой таблицы имеет одно-единственное известное пилоту поискового самолета значение. Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить общеизвестный сигнал SOS.

 i_016

 Мой помощник:

Я долго думал, какой нож справится с тяжелыми нагрузками и одновременно выполнит тонкие и точные работы, да еще и зимой. И мой выбор пал на ZT 121 — это подтянутый, крепкий, сухой, плавный, но при этом стремительный, с огромным запасом прочности нож длинной неполных 21 см.

Десятисантиметровое лезвие этого крепыша сделано  из S30Vстали с прочным  покрытием черного цвета, устойчивое к коррозии и механическим повреждениям.

Лезвие листообразной формы, с высокими спусками и S-образной режущей кромкой сведенной примерно в 30 градусов. Зеленые накладки рукоятки изготовлены из полимера Г10* с традиционной для всех моделей ZT насечкой «под крокодила», она достаточно объемна и комфортна для держания как в перчатке, так и просто голой рукой. Рукоятка фиксируется к ножу двумя винтами с отверстиями под шестигранный ключ.

Сверху под большим пальцем, около темлячного отверстия, на торце и снизу есть крупная насечка. Она цепкая, но не агрессивная, что удобно держать нож мокрыми руками или когда необходим особо точный контроль клинка.

Ножны сделаны из полимера черного цвета. Нож в них удерживается плотно, без люфтов и дребезжания. Дополнительно для фиксации служит ремень с кнопкой. Сзади на ножнах крепится клипса, она уверенно держит нож на стандартном армейском шестисантиметровом ремне. В руке нож лежит фантастически удобно. Как прямым, так и обратным хватом.

На практике нож полностью справлялся со всей работой, которую я ему придумывал: резал, рубил, строгал, колол лед, высекал искры из огнива и пр. Покрытие оказалось очень стойким, нож хорошо держал заточку, кончик не откололся даже при колке льда. Благодаря немалому весу ножа им удобно рубить ветки небольшого диаметра и делать зарубки. При изготовлении ловушки клинок оказался способным выполнять весьма деликатную работу по дереву – вырезать рельеф замка-собачки для элементов силка. Весь день нож был в снегу, около костра, вода на нем то замерзала, то снова таяла. И он не заржавел. Единственное чтобы стоило модернизировать – это переместить клипсу крепления ножен на поясе выше, где-то к уровню рукоятки ножа. Это облегчило бы извлечение его из ножен и возвращение обратно. Также можно было бы переместить ремешок крепления ножа с ножен в район рукоятки. Ибо то место, где он крепится сейчас выбрано не очень удачно – приходиться  визуально контролировать возвращение ножа в ножны, иначе этот самый ремешок можно легко порезать или отрезать.

В целом нож на практике подтвердил свой мощный потенциал, который в него вложили при рождении гениальные конструкторы. Он выручил меня и, надеюсь, поможет вам в любых ситуациях. Рекомендую.

 

Реклама

One response to “Выжить зимой с ZT 121.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s